Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
3

Админ на пенсии Флегматикс 53

223

Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I

Будущее — в настоящем, но будущее — и в прошлом. Это мы создаем его. Если оно плохо, в этом наша вина. Франс А.

Когда я брался за обзор серии X-COM, думал примерно так: "Быстренько пробегусь по серии, затрону игрушки по мотивам, а если время останется, то и модификации упомяну". Но думы думами, а так получилось, что лишь на изучение официальной линейки игр я потратил куда больше времени, чем планировал (и на этом, если честно, пока и остановился). И все потому, что кое-где – не знаю, к счастью или же сожалению – решил углубиться в тему. Немножко. Капельку. Иначе просто не мог. История X-COM сама по себе весьма печальна: взлет, падение, надежда на возрождение, позор, забвение, воскрешение – хоть роман пиши. Но игры ведь сами по себе не делаются, на рынке волшебным образом не появляются – за все это отвечают студии-разработчики, издатели, их многочисленные подразделения, нависающие над всеми гигантские холдинги, обычные люди, в конце концов. И путь рядовых сотрудников, гейм-дизайнеров, студий и компаний в целом, принимавших участие в разработке, издании и распространении игр X-COM, или хоть как-то причастных к этому делу - он не менее трагичен, чем параболического вида дорожка, по которой серия шла, спотыкаясь, падая и вновь поднимаясь на протяжении всей своей истории. А значит, и столь же интересен.

X-COM: UFO Defense (1994)

Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I
The Bureau: XCOM Declassified - Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть IСтановление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I

X-COM: UFO Defense (или UFO: Enemy Unknown) – первая игра в серии X-COM, а заодно и самое знаменитое творение братьев Голлоп(ов) – Джулиана и Ника. Ладно, Laser Squad была в свое время не менее известна и почитаема, но сейчас о ней уже мало кто помнит, а UFO Defense до сих пор на слуху и известна даже молодому поколению геймеров. Интересно, но игрушка могла и не выйти в свет – компания, которая поддерживала основанную Джулианом студию Target Games (затем Mythos Games) и выступала в качестве издателя, несколько раз порывалась остановить разработку X-COM: UFO Defense из-за финансовых проблем. Ситуация лишь усугубилась, когда в 1993 году MicroProse со всеми потрохами купили американцы из Spectrum HoloByte. Посмотрели-посмотрели янки на X-COM, почесали головы да сказали: “Нет, не нравится, идите к жемчужинам”. Спасали игрушку усилиями MicroProse и Mythos Games вместе взятых, и таки отбили ее капиталисты у капиталистов, затем доработали, допилили и выпустили в мир, заслужив себе почет, славу и уважение на веки вечные.

Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I
The Bureau: XCOM Declassified - Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть IСтановление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I

Вы мало что знаете о X-COM: UFO Defense? Тогда возьмите недавнюю XCOM: Enemy Unknown под авторством Firaxis Games, помножьте возможности этой игры на два 1,5, добавьте хардкорности и распишитесь в получении UFO Defense. Осовремененная версия Enemy Unknown до сих пор вызывает у многих слезы радости и восторга, а ведь она – пусть и не бледная, но все же тень стародавней X-COM – местами упрощенная, местами урезанная. А теперь представьте – между двумя проектами – временная пропасть длиной в 18 лет, а продукт творчества Mythos Games переигрывает новую XCOM по многим параметрам – графика и некоторые другие моменты не в счет. Просто удивительно!






X-COM: Terror from the Deep (1995)

Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I
The Bureau: XCOM Declassified - Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть IСтановление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I

Испытав безудержное счастье после успеха X-COM: UFO Defense, компания MicroProse засуетилась – надо было грести валюту лопатой, пока греблось, а лопата – не сломалась – и поручила братьям разработку следующей игры в серии X-COMTerror from the Deep. На выполнение этот задачи Mythos Games были отведены бессовестно малые сроки – 6-7 месяцев и ни неделей больше. Связанный кровными узами тандем возмутился, взбудоражился и отказался выполнять установки MicroProse, так как на создание очередного шедевра братья хотели потратить гораздо больше времени. Но до преждевременного разрыва отношений дело не дошло, и обе стороны в итоге пришли к консенсусу: Джулиан, Ник и Ко. стали трудиться над полноценным продолжением X-COM: Apocalypse, а команда MicroProse – над Terror from the Deep. Спустя считанные месяцы Terror таки поднялся из глубин, показал голову и порадовал своим явлением совсем свежую, но уже многочисленную армию фанатов. Да, игроки в те времена довольствовались малым. С точки зрения сегодняшних реалий X-COM: Terror from the Deep – это даже не дополнение, а легкая переработка оригинала, небольшое DLC, но в те далекие времена Terror from the Deep считалась вполне себе целостной игрой – по мнению MicroProse, по крайней мере. Самому же Джулиану творение братьев больших не шибко понравилось, и особенно мощному валу критики с его стороны подверглась общая затянутость уровней, а также внушительных размеров локации, по которым можно было блуждать часами, разыскивая спрятавшихся инопланетян.

Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I
The Bureau: XCOM Declassified - Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть IСтановление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I

Действие X-COM: Terror from the Deep развивается спустя сорок лет после событий, описанных в UFO Defense. Организация X-COM, расформированная после успешного уничтожения логова инопланетян на Марсе, была возрождена вновь, так как пришельцы, считавшиеся полностью истребленными, в очередной раз проявили деструктивную активность, но уже не на земле, а в морских глубинах. Новой точкой прорыва “алиенов” стал Мексиканский залив, куда в незапамятные времена упал гигантский космический корабль. Так бы и лежал звездный странник под многометровой толщей морской воды, если бы не скотская сущность находившихся на Красной планете гуманоидов и иже с ними нелюдей. Прежде чем откинуть рога, копыта и щупальца, те успели отправить на Землю сигнал, который пробудил и сам корабль, и его экипаж. Бои в Terror from the Deep плавно перетекли под водную гладь – не полностью, но в значительной степени. Появились новые враги, видоизменилась техника вкупе с вооружением, повысилась сложность, похорошела графика и слегка поменялись правила захвата некоторых территорий. Из основного – все.






X-COM: Apocalypse (1997)

Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I
The Bureau: XCOM Declassified - Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть IСтановление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I

2084 год. Экологическая катастрофа превратила планету в зараженную и безжизненную пустыню. Единственным местом на Земле, где все еще теплится жизнь, является гигантский полис Мегапрайм – одновременно и Ноев ковчег, и чистилище для миллионов людей. Мегапрайм раздирают внутренние противоречия, усугубляемые многочисленными проблемами: ширится пропасть между богатыми и бедными, теневые группировки делят сферы влияния, цветет и пахнет бандитизм, день ото дня возрастает потребление нового наркотика – "псиклона". Плохо живется в мегаполисе, но все становится еще хуже, когда в очередной раз прилетают инопланетяне и начинают почем зря песочить и без того несчастных человечишек. Спасти город некому, исключая, разумеется, организацию X-COM, которая вновь возрождается из пепла, дабы карать, карать и еще раз карать неугомонных пришельцев.

Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I
The Bureau: XCOM Declassified - Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть IСтановление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I

X-COM: Apocalypse – последняя игра, выпущенная в рамках классической серии X-COM. Относительно успешная (в финансовом плане так уж точно), но уже не самая любимая. Одним не нравилось, что мир скукожился до размеров одного, пусть и большого города. Другие бесились из-за появления в Apocalypse боев в режиме реального времени. Третьи были разочарованы отсутствием заявленных ранее механик, которые братья обещали ввести в игру в момент разработки. Но все же X-COM: Apocalypse – это лучшее из того, чем может похвастать франшиза в период с 1997 года по 2012 – вплоть до релиза XCOM: Enemy Unknown. Да и обвинять родоначальников серии в том, что игра вышла не такой, какой могла бы, не следует – виноваты не столько они, сколько компания MicroProse, собравшая огромную, но разрозненную и неэффективную команду. Братья были вынуждены работать с новыми гейм-дизайнерами и художниками, которые не всегда понимали, что именно им нужно было делать. В сторону Mythos Games как из рога изобилия сыпались указания , частенько не совпадавшие с точкой зрения авторов франчайза. Внутри коллектива постоянно росло напряжение, а конфликты и трения сопутствовали процессу разработки на всем его протяжении. В результате Джулиан и Ник не смогли реализовать все свои идеи, хотя потенциал, заложенный в X-COM: Apocalypse, был в крайней степени высок. Чего стоила одна концепция живого города – Мегапрайма – так и не доведенная до ума. Покупка и продажа зданий, допросы и похищения лидеров корпораций, шпионаж, проработанная дипломатия и многие другие вещи были зарублены на корню и выброшены на свалку истории. Но что самое странное, игра все равно получилась неплохой – талант Джулиана таки возобладал над муторностью и бестолковщиной процесса разработки. Но достичь уровня качества первой части X-COM: Apocalypse все равно не смогла – нельзя дотянуться до Луны, стоя на Земле.






X-COM: Interceptor (1998)

Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I
The Bureau: XCOM Declassified - Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть IСтановление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I

Да, X-COM: Apocalypse получилась далеко не самой идеальной игрой, но именно с Interceptor, а не с Apocalypse началось стремительное падение серии с вершин успеха к подножью бесславия. Космический симулятор с элементами стратегии в рамках серии X-COM? Что? Зачем? Почему? Эти вопросы следовало бы задать не братьям, а представителям MicroProse. Авторы X-COM, как и в случае с Terror from the Deep, участия в разработке не принимали (Джулиан и по сей день плюется при упоминании Interceptor), а затем и вовсе вылетели из-под крыла MicroProse, мигрировав в стан Virgin Interactive – трудиться над Magic and Mayhem. Что стало тому точной причиной – очередная ссора с MicroProse или же нежелание компании Hasbro Interactive, купившей MicroProse после выхода Interceptor, работать с Джулианом и Ником – так до конца и не ясно. Но факт остается фактом – в 1998 году братья и MicroProse прекратили свое сотрудничество. После этого были долгие судебные тяжбы между ними, в результате которых создатели X-COM лишились всех прав на серию. Такая вот грустная история.

Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I
The Bureau: XCOM Declassified - Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть IСтановление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I

События космического симулятора X-COM: Interceptor происходят в 2067 году, то есть хронологически игра располагается на третьем месте – аккурат между Terror from the Deep и Apocalypse. Земные ресурсы быстро истощаются, и единственным источником поставки ценных минералов и руд становится далекий Рубеж – обособленный сектор космоса, богатый на всякого рода камешки. Все бы хорошо, но неподалеку крутятся мутоны, сектоиды и прочие враждебно настроенные гуманоиды, которые доставляют немало хлопот землянам. Противостоять им может только сила в лице организации X-COM, руководителем, а заодно и пилотом которой игрок и является. Большую часть времени в X-COM: Interceptor приходится совершать боевые вылеты и уничтожать корабли инопланетян, но только лишь на сражениях игра не зацикливается – ведь есть же еще и стратегическая часть: со строительством баз, исследованиями, конструированием кораблей и наймом пилотов. Правда, она существенно видоизменилась в сравнении с той же X-COM: Apocalypse, и нельзя сказать, что в лучшую сторону. Но в X-COM: First Alien Invasion стратегия уже и вовсе отсутствовала – серия продолжала деградировать.

Спойлер






X-COM: Em@il Games (1999)

Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I
The Bureau: XCOM Declassified - Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть IСтановление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I

X-COM: Em@il Games (или X-COM: First Alien Invasion) – единственная игра в серии X-COM, которую компания Hasbro Interactive успела и разработать, и выпустить, будучи еще не поглощенной издательством Infogrames. Но произошло ли возрождение франшизы после выхода First Alien Invasion? Увы, но нет. Когда "дочка" игрушечной империи Hasbro выкупила MicroProse, поклонники вознадеялись, что новый и крайне богатый хозяин наведет порядок в доме. Тем не менее Hasbro Interactive не оправдала возложенных на нее ожиданий – вместо полноценного продолжения она выдала небольшой и лишенный стратегической части огрызок по мотивам первой X-COM – с немного переиначенным сюжетом и множеством выдранных из UFO Defense идей. Опять же, многое было упрощено, урезано или, как в случае со строительством баз, просто-напросто ликвидировано. Среднестатистические геймеры, в очередной раз облившись ушатом разочарования, обиделись и разбежались, и с X-COM: First Alien Invasion остались только самые верные фанаты, которых хлебом не корми – дай сектоидов погонять.

Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I
The Bureau: XCOM Declassified - Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть IСтановление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I

Так почему разработчики выпустили такую игру? Не могли предугадать, что она, обкорнатая и несчастная, не завоюет и доли той популярности, в которой купалась X-COM: UFO Defense? Сложно сказать, но можно попытаться объяснить. Во-первых, представители Hasbro Interactive особо не парились, создавая X-COM: Email Games. "Тяп-ляп" концепция, три косых гейм-дизайнера, минимум затраченных человеко-часов – вот и игрушка готова. Попрет "пипл" – хорошо, не попрет – плевать. Во-вторых, "хасбровчане" руководствовались не столько продвижением серии X-COM, сколько развитием собственной линейки игр в рамках E-m@il Games, куда "пятая" (гхм-гхм...) часть X-COM, к всеобщему сожалению, и попала. Что характерно, там она стала самой известной среди всех E-m@il-тайтлов. Хоть где-то, хоть как-то. Но на чем же базировалась концепция E-m@il? В первую очередь на PBEM-механике (аббр. Play By Electronic Mail), то есть игра проходила по электронной почте, а за действиями геймеров следило всевидящее око официального сервера. После того как Hasbro Interactive прекратила свое существование, сервер закрылся, но "упорнотые" фанаты продолжали играть в тактику (больше в X-COM: First Alien Invasion ничего и не было), вооружившись специальными утилитами. Ну, и про режим hotseat не забывали – в X-COM: Email Games он также присутствовал.

Yeeeey.
Продолжение тут.

223
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

16 комментариев к «Становление и упадок. Обзор серии X-COM - Часть I»

    Загружается
Чат